Министерство культуры Челябинской области

Заседание секции в рамках ХХIV Российских ассамблей искусств проходило в 21 аудитории с 10 часов. Было представлено 4 доклада, темы которых объединяло имя великого отечественного композитора Сергея Васильевича Рахманинова, чье 145-летие со дня рождения отмечает вся мировая музыкальная общественность. Данные доклады преподавателей кафедры и ассистентов-стажеров стали своеобразным приношением великому композитору, пианисту, дирижеру.

Открыла заседание заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства и камерного ансамбля кандидат искусствоведения, профессор Горошко Н.Н. Ее вступительное слово было посвящено истории возникновения Ассамблей искусств в Магнитогорске. Было отмечено, что инициатором  ежегодного проведения Ассамблей выступили ректор МаГК доктор искусствоведения, профессор Якупов А.Н. и проректор по научной работе доктор искусствоведения, профессор Берлянчик М.М. Особую значимость этому событию многие годы придавало участие в них ведущих ученых и музыкантов России, таких профессоров, докторов наук Московской консерватории им. П.И. Чайковского как Е.Б. Долинская, Г.В. Григорьев, В.Н Холопова и Ю.Н. Холопов, М.А. Смирнов, Т. Чередниченко, В.В Медушевский и многих других.

В докладе Н.Н. Горошко «Рахманинов — пианист, концертмейстер» были освящены художественно-эстетические принципы С.В. Рахманинова на исполнительское искусство. Они были зафиксированы в интервью корреспонденту американского журнала «The Etude» и  опубликованы в журнале «Советская музыка» в 1977 году, во втором номере в переводе и со вступительной статьей Н. Середы. Интервью опубликовано под названием «Исполнение требует глубоких размышлений. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры». Прозвучала уникальная запись русской народной песни в обработке С.В. Рахманинова «Белолицы, румяницы вы мои», которую исполнила Н. Плевицкая, а аккомпанировал ей сам композитор.

Доклад доцента Платоновой В.П. «С.В.Рахманинов. Романс «Не пой красавица при мне». Биография шедевра» содержал интересные факты из жизни композитора. Основная часть доклада была посвящена истории написания стихотворения  А.С. Пушкиным,  а также особенностям романсов, появившихся в творчестве русских композиторов 19 века. Прозвучал романс М.А. Балакирева, а также романс С.В. Рахманинова в исполнении Д. Хворостовского и Р. Флеминг.

В своем докладе «Н. Метнер и С. Рахманинов — дружба двух титанов музыкального искусства», ассистент-стажер 2 года обучения Коржов А. А. раскрыл многие страницы жизни и дружбы двух композиторов. Особо подчеркивалось, что их взгляды  во многом совпадали в отношении такого направления в музыке начала ХХ века как модернизм. Многолетняя дружба Н.К. Метнера и С.В. Рахманинова основывалась на глубочайшем уважении, единстве художественно-эстетических взглядов на композиторское и исполнительское искусство.

Доклад «Опера С.В. Рахманинова «Алеко» в постановке Магнитогорского театра оперы и балета» Хотеновой В. ассистента-стажера 1 года обучения, был интересен тем, что в нем были зафиксированы и история появления оперы, и ее постановка в оперных театрах России. Отмечено, что режиссер, учитывая камерность зала   Магнитогорского театра оперы и балета, использовал пространство зрительного зала. Были названы первые исполнители данной оперы.

На заседании секции присутствовали студенты и преподаватели школ искусств города. Все доклады были прослушаны с интересом, получили горячий отклик в виде аплодисментов, т.к. материал подавался  довольно эмоционально и содержал интересные, малоизвестные факты.

Зав ККМ и КА, профессор Н.Н. Горошко