Министерство культуры Челябинской области

Основные публикации педагогов вуза, сыгравшие важную роль в становлении кафедры

Методические разработки

Глазунова Г. Ф.

1. Фортепианная музыка Ф. Валена в репертуаре учащихся высших и средних музыкальных учебных заведений (2006)

2. Фортепианные сочинения Э. Грига в педагогическом репертуаре общего курса фортепиано (2005)

3. Фортепианная музыка норвежских композиторов XX века (2005)

Салдаева Г. М.

1. Учебный репертуар пианиста и его роль в художественном становлении музыканта (2006)

2. Оптимизация учебно-творческой деятельности студента-исполнителя в музыкальном вузе (2006)

3. Комплексное расписание как средство эффективного управления учебным процессом в музыкальном вуз (2008)

4. «Этапы работы над аккомпанементом хорового произведения в классе фортепиано». Методические рекомендации для студентов дирижёрско-хорового отделения.  Методические рекомендации для студентов дирижёрско-хорового отделения. 2015 г.

Коломаева Н. Г.

1. Целостный подход в самостоятельной работе над музыкальным про-изведением.

2. В. Моцарт. Соната ре мажор для фортепиано в четыре руки КV 381, Соната ре мажор для двух фортепиано KV 448 (2000)

3. Илларионова Е. Н., Коломаева Н.Г. «Самостоятельная работа студента над музыкальным произведением». Методическая разработка для студентов общих курсов музыкальных вузов и колледжей      Методическая разработка для студентов общих курсов музыкальных вузов и колледжей 2015 г.

Волкова С. В. Методические рекомендации к сюите для фортепиано А. Мордуховича «Летом на даче» (2012)

Цокало Т. Ю. О специфике работы концертмейстера с исполнителем на струнно-щипковых народных инструментах (2003)

Илларионова Е. Н., Коломаева Н.Г.

1. «Самостоятельная работа студента над музыкальным произведением». Методическая разработка для студентов общих курсов музыкальных вузов и колледжей          Методическая разработка для студентов общих курсов музыкальных вузов и колледжей    2015 г.

Илларионова Е.Н.

1. «Развитие аппликатурного мышления у студентов общих курсов на уроке фортепиано». Методическая разработка для студентов общих курсов музыкальных вузов и колледжей Методическая разработка для студентов общих курсов музыкальных вузов и колледжей 2015 г.

Статьи

Салдаева Г. М.

1. Оптимизация профессионального становления пианиста в свете современных научных концепций. — Вестник МаГК, 2003. № 1.

2. Образный мир искусства и идеи безопасности.— Вестник МаГК, 2004.— № 1–2.

3. Техническое мастерство музыканта-исполнителя: ретроспективный взгляд на проблему оптимизации обучения. — Вестник МаГК, 2006. — № 1.

4. Концепция безопасности в контексте подготовки музыканта-исполнителя. «Фортепианное образование: проблемы и перспективы.— Екатеринбург: УГК им. М. Мусоргского, 2008.

5. Проблемы музыкальной педагогики в аспекте профессиональной безопасности музыканта-исполнителя // Фортепианное искусство: исполнительство, композиторское творчество, образование. — Уфа: УГАИ, 2011.

6. Современные научные концепции в практике музыкального испол-нительства. — «Фортепианное образование: проблемы и перспективы». — Выпуск 2. — Екатеринбург: УГК им. М. Мусоргского, 2011.

7. Проблемы художественного развития пианиста: системность и пре-емственность в построении учебного репертуара. — Вестник МаГК, 2012. № 1.

8. Проблемы организации учебно-творческой деятельности студентов музыкального вуза Сб. материалов Международной научно-практической конференции УГК им. Мусоргского г. Екатеринбург 2013г.

9. Оптимизация учебно-творческой деятельности студентов. Журнал «Вестник МаГК» № 2МаГК им. Глинки г. Магнитогорск 2013.

10. Проблемы музыкальной педагогики в аспекте здоровьесбережения и профессиональной безопасности. Сборник «Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы перспективы: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова, 2014 г.

Волкова С. В.

1. Страницы истории кафедры фортепиано Магнитогорской консерватории // Магнитогорск в аспекте отечественной культуры : сб. матер. науч.-практ. конф. 21–23.12.2009 — Магнитогорск. — С. 129–142. — 0, 75 п.л.

2. К 50-летию выхода в свет вокального цикла Д. Шостаковича «Сатиры» // Отечественная музыкальная культура: национальный феномен : сб. матер. науч.-практич. конференции 22–25.12 2010 г. — Магнитогорск. — С. 157–260, 0,25 п.л.

3. К 50-летию выхода в свет вокального цикла Д. Шостаковича «Сатиры» на стихи С. Черного. — Вестник МаГК, 2012 г, № 1.

Терентьева Е. И.

1. Некоторые вопросы подготовки к концертному выступлению (заметки педагога-практика) // Музыкальная педагогика и проблемы преподавания фортепиано. — Уфа: УГАИ, 2003.

2. Программная музыка как средство развития творческого мышления ученика // Фортепианное образование: проблемы и перспективы. — Екатеринбург: УГК им. М. Мусоргского, 2008.

3. Репертуар как средство творческого развития ученика в классе общего фортепиано // Фортепианное искусство: исполнительство, композиторское творчество, образование». — Уфа: УГАИ, 2011.

4. Контроль и оценка качества работы студента (из опыта работы кафедры фортепиано МаГК) Сб. материалов Международной научно-практической конференции УГК им. Мусоргского г. Екатеринбург 2013 г.

5. Контроль и оценка качества работы студента. Статья  Журнал «Вестник МаГК» № 1. 2014 г. Магнитогорск 2014. -88 стр. Стр. 62-67

Георгице А. В.

1. Особенности творческого взаимодействия солиста и концертмейстера при работе над вокальным циклом Мусоргского «Песни и пляски смерти» // Фортепианное образование: Проблемы и перспективы. — Выпуск 2. — Екатеринбург: УГК им. М. Мусоргского, 2011.

Коломаева Н. Г.

1. Разнообразие исполнительских стилей пианистов игумновской школы. // Фортепианное искусство: исполнительство, композиторское творчество, образование». — Уфа: УГАИ, 2011.

Цокало Т. Ю.

1. Некоторые аспекты роли фортепиано в развитии исполнительства на струнных народных инструментах // Фортепианное искусство: исполнительство, композиторское творчество, образование. — Уфа: УГАИ, 2011.

Илларионова Е. Н.

1. Музыкально-исполнительская деятельность пианиста-концертмейстера.      Журнал «Вестник МаГК» № 1. 2014 г. Магнитогорск 2014. -88 стр.

2. «Использование инновационных технологий в музыкальном образовании» «Дагестан-IT2015»

Материалы 1-Всероссийской научно-практической конференции.

Г.. Махачкала. 2015 г.

Гудожникова О.Н.

1. Роль трио-сонаты в процессе формирования камерной сонаты для виолончели и фортепиано Статья            Исторические, филосовские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 10(48)2014 Часть 3 ISSN 1997- 292Х. Издательство, рекомендованное ВАК,с.65-68.

Доклады преподавателей на курсах повышения квалификации и участие в различных конференциях

Илларионова Е. Н.

1. Традиции и инновационные технологии в музыкальном образовании и искусстве. Международная научно-практическая конференция. Доклад. XIX Ассамблеи искусств г. Магнитогорск 2013

2. «Использование инновационных технологий в музыкальном образовании» «Дагестан-IT2015». Материалы 1-Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала. 2015 г.

Терентьева Е.И.

1. Необходимость фонда оценочных средств для исполнительских специальностей Доклад на методологическом семинаре в МаГК. г. Магнитогорск 2014

2. Компетентностный подход в обучении студентов исполнительских отделений. г. Новосибирск. 2015 г.

Салдаева Г.М.

1. Значение репертуара в учебно-творческой деятельности ученика в аспекте межпредметных связей. Доклад- лицей при МаГК. г. Магнитогорск 2014

2. Методологическая преемственность подготовки музыканта-профессионала. г. Новосибирск. 2015

Сборник статей педагогов кафедры «Вопросы теории и практики преподавания общего и специализированного фортепиано в вузе–колледже–лицее», 2004

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя (Г. Салдаева)

Глазунова Г. О значении курса фортепиано в становлении музыканта-профессионала общего и специализированного фортепиано как организационно педагогическая задач.

Волкова С. Фортепиано в профессиональном становлении учащихся эстрадного отделения на разных этапах обучения.

Тельнова Ю. Место и значение фортепианных переложений в 4 руки оркестровой музыки в педагогическом репертуаре курса общего фортепиано.

Цокало Т. Некоторые теоретические и практические вопросы содержания переложений для фортепиано в 4 руки.

Терентьева Е. Некоторые вопросы методики интенсивного обучения игре на фор-тепиано учащихся разных возрастов и разных специальностей.

Чертоусова С. Специфика обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста на хоровом отделении лицея.

Баранова Г. К вопросу о формировании пианистического аппарата детей дошкольного возраста.

Борисова Т. Роль концертных выступлений в воспитании юных музыкантов.

Проценко Т. Развитие творческих навыков у учащихся инструменталистов в классе фортепиано общего курса в музыкальном лицее.

Лымарь А. Роль углубленного художественного образования в профессиональной подготовке музыканта.

Капитонова С. Задачи курса фортепиано в обучении учащихся на отделении хорового академического пения музыкального лицея.

Учебные пособия

1. Учимся подбирать / авт.-сост. Горб Л. П., Проценко Т. В., Медведева Л.В. — Магнитогорск, 1999.

2. Артист эстрады / авт.-сост. Проценко Т. В., Медведева Л. В., Горб Л. П. — Магнитогорск, 2009.

3. Плетнёва Е. А. Аккорды играют в прятки. — Выпуски 1–3, 2007–2009.

4. Хрестоматия по чтению хоровых партитур на уроках фортепиано : учеб. пособие для учащихся хорового отделения / сост. Киняпина Е. Б., Эйдинова О. С., Капитонова С. С. — Магнитогорск, 2004.

5. Нетрудные эстрадные и джазовые композиции : хрестоматия в трёх тетрадях. Пьесы. Этюды и упражнения. Ансамбли. / сост. Волкова С. В., Богатырев О. А. — Магнитогорск, 2002–2004.

6. Хрестоматия по чтению с листа легких аккомпанементов для учащихся хорового отделения / сост. Капитонова С. С., Лымарь А. А., Баранова Г. Ф., Чертоусова С. М., Борисова Т. И. — Магнитогорск, 2007.

7. Фортепианный ансамбль для младших классов: хрестоматия для младших классов / сост. Чертоусова С. М., Баранова Г. Ф., Борисова Т. И. — Магнитогорск, 2005.

8. Аккомпанементы : хрестоматия для учащихся кафедры народных инструментов «Аккомпанементы» — Магнитогорск, 2005.

Репертуарные сборники

1. Вместе весело играть / сост. Тельнова Ю. Р., Горб Л. П. — Магнитогорск, 2005.

2. Играем вдвоем / Горб Л. П., Сагадеева Н. Г.— Магнитогорск, 2008.

Переложения

1. Облегченные переложения для фортепиано в четыре руки произведений М. Равеля и К. Дебюсси / Тельнова Ю. Р. — Магнитогорск, 2008.

2. Пьесы для оркестра — 2003.

3. Сен-Санс К. 4 пьесы из цикла «Карнавал животных» / Тельнова Ю. Р. Облегченные переложения для фортепиано в 4 руки. — Магнитогорск, 2005.

4. Популярные эстрадные пьесы / Плетнёва Е. А. Облегченные переложения для фортепиано. — Магнитогорск, 2008.

5. Орф К. «Кармина Бурана», «Песни баварских Альп» II ч. «В таверне». Переложение для двух фортепиано. / Киняпина Е. Б., Тельнова Ю. А. — Магнитогорск, 2011.

Аудиозаписи

1. Фортепианная сюита «Летом на даче» в 12-ти частях магнитогорского композитора А. Мордуховича к 80-летию Магнитогорска (партия фортепиано — Волкова С. В.). Диск находится в фонотеке консерватории. 2008.

2. Первый международный конкурс фортепианной подготовки. Екатеринбург, 5–12 февраля 2009.

3. Второй международный конкурс фортепианной подготовки им. Цветикова. Екатеринбург 2–14 февраля 2010.