Министерство культуры Челябинской области

Заведующая кафедрой: УРВАНЦЕВА Ольга Александровна

доктор искусствоведения, профессор МаГК

Адрес: ул. Грязнова 22, каб. 40.

 

Кафедра теории и истории музыки

Cостав кафедры

Профессорско-преподавательский состав образовательных программ высшего образования:

  • Урванцева Ольга Александровна – заведующая кафедрой, доктор искусствоведения, профессор МаГК
  • Закржевская Сабина Артуровна – заслуженный работник высшей школы РФ, доктор искусствоведения, профессор
  • Чахвадзе Нателла Владимировна – доктор искусствоведения, профессор МаГК
  • Неясова Ирина Юрьевна – заместитель заведующего кафедрой по ВУЗу, кандидат искусствоведения, доцент
  • Лазарева Наталия Ивановна – кандидат искусствоведения, профессор МаГК
  • Скрипниченко Николай Васильевич – кандидат искусствоведения, профессор МаГК
  • Пивоварова Инна Лаврентьевна – кандидат искусствоведения, доцент
  • Плотникова Ольга Михайловна – кандидат искусствоведения, доцент
  • Сидорова Марина Альбертовна – кандидат искусствоведения, доцент
  • Ефремова Нина Ивановна – кандидат искусствоведения, доцент
  • Борисова Светлана Геннадьевна – преподаватель (внутренний совместитель)
  • Галятина Анна Валерьевна – доцент МаГК (внутренний совместитель)

Преподаватели образовательных программ среднего профессионального образования:

  • Базиленко Алина Ивановна – преподаватель
  • Ганина Татьяна Ивановна – преподаватель
  • Осипова Людмила Евгеньевна – преподаватель
  • Скрипниченко Наталья Алексеевна – преподаватель
  • Юревич Наталья Павловна – преподаватель
  • Коновальчик Елена Николаевна – преподаватель
  • Масычева Елена Владимировна – преподаватель
  • Синицких Ирина Сергеевна – преподаватель

Кафедра теории и истории музыки сформировалась на базе теоретического отделения Магнитогорского музыкального училища им. М.И.Глинки. Свою историю отделение теории музыки начинает с 1944 года под руководством воспитанницы Ленинградской консерватории К.А.Ронферт. В 50-60-е годы с учащимися-теоретиками работали прекрасные педагоги: Р.С.Таубе (впоследствии доцент Саратовской консерватории), Л.Л.Сковронек, Б.И.Фрейверт, И.М.Вызго (профессор Ленинградской консерватории), Т.М.Синецкая (кандидат искусствоведения, преподаватель Челябинской академии искусств и культуры), Н.Г.Кондратковская, Р.Л.Нестерова. Они заложили крепкие традиции отделения: преданность делу, высокую культуру обучения, серьезное отношение к педагогической практике и музыкальному просветительству.

Начиная с 70-х и до 90-х годов, на теоретическое отделение пришли педагоги, в большинстве своем питомцы училища, завершившие образование в различных вузах страны. Это А.И.Базиленко, Л.Г.Корнева, Н.Г.Власова, заслуженный работник культуры В.А.Гапеева, Т.И.Ганина, Э.Г.Гун, Л.А.Куприянова, Н.И.Лазарева, И.Ю.Неясова, Л.Е.Осипова, О.М.Плотникова, Р.С.Рабина, Н.В.Скрипниченко, Н.А.Скрипниченко, Н.П.Юревич. Они работали увлеченно, овладевали новыми методиками, искали собственные подходы, с любовью растили будущих педагогов-музыкантов. О результатах говорят цифры: за годы существования отделения его закончили свыше 500 человек, более 200 получили высшее образование, более двух десятков – поствузовское.

В 1993 году, в связи с реорганизацией музыкального училища в консерваторию, теоретическое отделение преобразовалось в кафедру теории и истории музыки. В новых условиях преподаватели разрабатывают современные учебные курсы и программы вузовских дисциплин, занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в научных конференциях, публикуют статьи и тезисы, работают над диссертациями. В предельно короткий срок кафедра теории и истории музыки становится высокопрофессиональным вузовским коллективом единомышленников, которые на уровне современных требований готовят музыковедов и преподавателей – историков и теоретиков, а также вносят долю своего труда в формирование разносторонне образованных музыкантов-исполнителей.

Наряду с основополагающими дисциплинами читаются дополнительные, способствующие углубленной подготовке специалистов по разным направлениям музыковедческой специальности (например, основы музыкальной журналистики, оперная драматургия, русская духовная музыка, религия и искусство, редакторская практика, лекторская практика).

Научная деятельность кафедры направлена на изучение актуальных проблем музыкознания, истории отечественной и зарубежной музыки, истории музыкальной культуры Магнитогорска и Челябинской области. Педагоги кафедры ежегодно выступают с докладами на пленарных и секционных заседаниях Российских педагогических Ассамблей искусств, проводимых на базе МаГК, принимают участие в работе научных и научно-практических конференций в вузах Магнитогорска и вузах искусств других городов России, участвуют в проведении методических семинаров для преподавателей ДМШ–ДШИ и музыкальных колледжей города и области.

На кафедре были подготовлены и состоялись защиты следующих кандидатских диссертаций:

  • 1997 – Урванцева О.А. «Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX – XX веков (на примере творчества С.В. Рахманинова)»;
  • 1997 – Плотникова О.М. «Познавательная игра в курсе музыкальной литературы (методологические и практические аспекты)»;
  • 1999 – Лазарева Н.И. «Художник и время. Вопросы семантики в музыкальной поэтике Д. Шостаковича»;
  • 1999 – Срипниченко Н.В. «Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примерах клавирных произведений барокко)»;
  • 2000 – Миннурова А.Ф. «Образы Урал-батыра и С. Юлаева в музыкальном искусстве Башкортостана»;
  • 2000 – Неясова И.Ю. «Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра)»;
  • 2000 – Чернова Е.В. «Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 1980 – 90 годы (к проблеме функционирования музыкального искусства)»;
  • 2000 – Куприянова Л.А. «Семантика музыкальной композиции»;
  • 2002 – Ефремова Н.И. «Теоретические основы становления ритмический культуры музыканта (начальный этап профессиональной подготовки)»;
  • 2002 – Пивоварова И.Л. «Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника»;
  • 2002 – Сидорова М.А. «Портрет героя в западноевропейской оперы XVII – XVIII веков: проблемы формирования и эволюции»;
  • 2003 – Бабюк В.А. «Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII – XX веков (фортепианно-вокальный аспект)»;
  • 2008 – Галятина А.В. «Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX начала XX веков»;
  • 2008 – Скрыбыкина Ч.К. «Гармония в музыке современных якутских композиторов (о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики)»;
  • 2010 – Маричева И.В. «Элегия и элегичность в русской музыке XIX века».
  • 2017 – Бериглазова Е.В. «Хор как коллективный персонаж в русской опере 18 — начала 20 века».

В 2011 году педагог кафедры О.А. Урванцева защитила докторскую диссертацию по теме «Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX – XX веков».

В 2012 году на кафедре состоялась защита докторской диссертации Н.В. Чахвадзе «Русский композитор и Восток: особенности взаимодействия».