Министерство культуры Челябинской области

Зав. кафедрой концертмейстерского мастерства и камерного ансамбля — ГОРОШКО Надежда Николаевна

Заведующая кафедрой: ГОРОШКО Надежда Николаевна

Кандидат искусствоведения

Профессор

Состав кафедры

Горошко Надежда Николаевна — кандидат искусствоведения, профессор, дипломант международного конкурса.

Хотенова Нина Николаевна — профессор МаГК, лауреат международных конкурсов;

Семиног Татьяна Сергеевна — профессор МаГК, лауреат международных конкурсов;

Платонова Вера Петровна — доцент, лауреат международных конкурсов;

Гвенцадзе Ольга Михайловна — доцент, лауреат международных конкурсов, исполнительный директор Международного конкурса исполнительского искусства им. В.Чачава (Грузия, Тбилиси).

Радченко Людмила Георгиевна — доцент МаГК.

Красильникова Татьяна Федоровна — преподаватель колледжа.

Белова Екатерина Евгеньевна — преподаватель колледжа.

Кафедра концертмейстерского мастерства и камерного ансамбля

Кафедра концертмейстерского мастерства, образованная в 1993 году, стала преемницей тех традиций, которые закладывались старшим поколением музыкантов во главе с Заслуженным деятелем искусств, Народным артистом России Семеном Григорьевичем Эйдиновым, основателем музыкального училища, более 40 лет бывшим его бессменным директором.

Творческим вдохновением и профессионализмом этого великолепного музыканта, хорового дирижера, бывшего к тому же и прекрасным пианистом-концертмейстером (С. Г. Эйдинов один год за­нимался в классе профессора К. Н. Игумнова), освещено и становление концертмейстерского дела в Магнитогорске. К педагогической работе в концертмейстерском классе училища он привлекал ярких талантливых музыкантов, которые уже приобрели огромный опыт в профессиональной концертной деятельности. Среди них Н. М. Амнуэль, К. М. Юхвид, Л. Д. Хмельнов, Заслуженные артисты России Р. Ф. Ильясова (первый зав. кафедрой), О. В. Бычик; Н.Н. Хотенова, Т. С. Семиног, которые сочетали активную концертную деятельность с преподавательской работой.

Кафедра концертмейстерского мастерства и камерного ансамбля образована в 2002 году путем объединения двух кафедр — концертмейстерского мастерства (зав. кафедрой заслуженная артистка РФ, профессор МаГК Римма Федоровна Ильясова) и камерного ансамбля (зав. кафедрой доцент МаГК Людмила Георгиевна Радченко). Со дня основания (1993 г.) до 2000 г. кафедру возглавляла заслуженная артистка РФ, профессор МаГК Римма Федоровна Ильясова. С 2000 по 2011 год обязанности зав. кафедрой исполняла лауреат международных конкурсов Татьяна Сергеевна Семиног. С 2011 года и по настоящее время кафедру возглавляет кандидат искусствоведения, профессор Горошко Надежда Николаевна.

Большой вклад в становление кафедры внесла кандидат искусствоведения, профессор Галина Филипповна Глазунова (профессор Донецкой консерватории им. С. Прокофьева). За 17 лет работы в Магнитогорской консерватории ею было подготовлено более 20 лауреатов международных конкурсов, выпущено около 30 аспирантов по специальности «Концертмейстерское искусство» и «Камерный ансамбль». Г. Ф. Глазунова являлась членом жюри многих международных, всероссийских конкурсов, читала лекции и давала мастер-классы в Тюмени, Ханты-Мансийске, Тольятти, Сургуте, Оренбурге, Екатеринбурге и др.

На кафедре работает один профессор, два профессора МаГК, один доцент, два доцента МаГК, старший преподаватель, имеющих звание лауреатов и дипломантов Международных и Российских конкурсов, окончивших ассистентуру-стажировку в консерваториях Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Магнитогорска.

Громадную помощь в становлении кафедры оказали доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заве­дующий кафедрой концертмейстерского мастерства М. А. Смирнов, доктор искусствоведения профессор Т. А. Гайдамович, Народный артист Грузии, профессор В. Н. Чачава, Заслуженный деятель искусств, профессор РАМ им. Гнесиных Г. А. Федоренко, доктор педагогических наук, профессор Г. М. Цыпин.

Педагогическая, научно-методическая деятельность

Преподаватели кафедры ведут учебный процесс во всех звеньях вуза-комплекса, в том числе и в ассистентуре-стажировке, по рабочим программам, составленными в соответствии с Государственными образовательными стандартами 53.03.02 «Бакалавр», 53.05.01«Специалист», 53.04.01 «Магистр». Разработаны и читаются авторские лекционные курсы для студентов и ассистентов-стажеров «Становление искусства аккомпанемента в России», (профессор Горошко Н.Н.), «Методика преподавания концертмейстерского класса», (профессор МаГК Хотенова Н.Н.), «Методика преподавания камерного ансамбля» (профессор МаГК Семиног Т.С.), «Камерно-вокальный жанр в Западно-европейской музыке XVIII-XIX веков» (доцент Платонова В.П.)

Преподаватели активно занимаются научной и методической работой, обеспечивая учебный процесс необходимыми материалами. Учебно-методические пособия, созданные преподавателями кафедры, доцентом Платоновой В.П. «Хрестоматия по развитию техники игры с листа на основе камерно-вокальной музыки (в 3-х частях)» и профессором Горошко Н.Н. «Формирование мастерства пианиста-концертмейстера» получили Гриф УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства. Обе эти работы активно используются в учебном процессе Саратовской, Екатеринбургской, Нижегородской консерваторий, Уфимской академии музыки, Южно-Уральского института искусств, музыкальных учебных заведениях Магнитогорска, Челябинской области. Практикуется издание учебно-методических работ совместно с ассистентами-стажерами.

На кафедре защищена кандидатская диссертация «Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе (на примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века)», (Н. Н. Горошко), научный руководитель, доктор педагогических наук Г.М. Цыпин.

Преподаватели кафедры, ассистенты-стажеры активно участвуют в научно-практических конференциях ежегодных международных Ассамблей искусств в Магнитогорске и других городах России и зарубежья. Их статьи опубликованы в научных сборниках РАМ им. Гнесиных, Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, Южно-Уральского института искусств им. П.И. Чайковского, Уфимской академии музыки им. З. Исмагилова, в научном журнале МаГК «Вестник» и т.д.

На базе кафедры регулярно проводятся Курсы повышения квалификации для преподавателей ДШИ, СУЗов, ВУЗов, практикующих концертмейстеров. Кроме преподавателей кафедры, в них принимали участие профессора Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского заслуженная артистка России Н. И. Богелава; народный артист России, кандидат искусствоведения А. З. Бондурянский; зав каф. концертмейстерского мастерства МГК В. Н. Чачава, зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета РАМ им. Гнесиных профессор Г. А. Федоренко.

Научная, творческая, организационная деятельности

Весь учебный процесс в концертмейстерском классе, с основания концертмейстерской секции, а затем и кафедры, был самым тесным образом связан с весьма интенсивной исполнительской студенческой практикой. Эта традиция получила свое развитие. Практически все студенты колледжа (2-3 курс), консерватории активно участвуют в работе исполнительских кафедр в качестве концертмейстеров. Все аккомпанементы, с которыми предстоит выступать студенту, тщательно готовится с преподавателем в концертмейстерском классе.

Становлению и развитию мастерства пианиста-концертмейстера способствует и участие их в многочисленных творческих проектах кафедры, консерватории. Проект «Великие композиторы России», инициатором которого стала кафедра, объединяет преподавателей и студентов КФ, КАП, КХИ, КОСИ, КД. В его рамках прошли концерты и студенческие Научно-творческие Конференции, посвященные М. Глинке, А. Даргомыжскому, П. Чайковскому, Г. Свиридову, С. Прокофьеву, А. Алябьеву, в которых участвовали студенты ВУЗов Казахстана (Астана), Уфы, Челябинска, Оренбурга. В них использована необычная форма музыкального сценического действия с демонстрацией исторических и художественных видео материалов, что привлекло молодежную аудиторию яркой эмоциональностью общения музыкантов со слушателями. В рамках этих мероприятий прозвучали в исполнении студентов кафедры малоизвестные произведения.

Научно-исследовательская работа студентов является важным компонентом в подготовке специалиста-профессионала, готового к самостоятельной работе не только в качестве исполнителя, но и способного теоретически осмыслить собственную практическую деятельность. Важнейшей задачей НТСО является воспитания навыка работы с научно-теоретическими материалами, умения логично и доказательно излагать собственные мысли и взгляды на ту, или иную проблему, связанную с его профессиональной деятельностью. Научно-творческое студенческое общество кафедры несет на себе и еще важную функцию просветительства — приобщения студенчества Магнитогорских ВУЗов, слушателей города к лучшим классическим произведениям отечественных и зарубежных композиторов.

Ежегодные концерты студентов классов преподавателей, кафедральные концерты, концерты ассистентов-стажеров, выпускников стали традиционными в афише консерватории и имеют свою постоянную слушательскую аудиторию. В качестве солистов выступают ведущие музыканты Магнитогорского театра Оперы и балета, Магнитогорской государственной академической Хоровой капеллы им. С.Г. Эйдинова, преподаватели и студенты консерватории КАП, КСИ, КД.

Творческие достижения

Интенсивная концертная практика, качественная профессиональная подготовка дает возможность студентам-концертмейстерам активно участвовать в исполнительских зарубежных и российских конкурсах в номинациях «Камерно-ансамблевое исполнительство», «Искусство аккомпанемента». Более 200 студентов среднего и высшего звена завоевали звание лауреатов и дипломантов в Виченца, Лониго (Италия), Ювяскюля (Финляндия), Ворзель (Украина), Тбилиси (Грузия), Вена (Австрия), Прага (Чехия), Руза, Магнитогорск, Челябинск, Тобольск, Омск (Россия). В качестве концертмейстеров студенты кафедры выступают и в конкурсах исполнителей на струнных, духовых, русских народных инструментах, где получают дипломы лучших концертмейстеров.

Несомненным признанием профессионального авторитета консерватории и преподавателей кафедры, стало учреждение в 2007 году и регулярное проведение Международного конкурса ансамблевой музыки им. Т. А. Гайдамович — учредители: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Бессменным председателем Жюри конкурса является известный пианист-ансамблист, народный артист РФ профессор А.З. Бондурянский. Лауреатами и дипломантами этого серьезного соревнования стали студенты и аспиранты кафедры (творческие руководители профессор Г.Ф. Глазунова, доцент МаГК Л.Г. Радченко, доцент МаГК Гвенцадзе О.М.).

Весь штат концертмейстеров Магнитогорской государствен­ной академической хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова, Магнитогорского театра оперы и балета укомплектован выпускниками МаГК. Выпускники кафедры успешно трудятся в качестве концертмейстеров во многих творческих коллективах, музыкальных учебных заведениях города и Челябинской области, России, в Казахстане, США, Японии, Кореи, Вьетнама, Китая.

Преподаватели кафедры являются председателями, членами жюри многих конкурсов, проводимых в России и Европе.

На кафедре ведется большая консультационная, методическая работа в ДШИ города Магнитогорска и зоны методического воздействия. По инициативе кафедры регулярно проводятся Зональные конкурсы «Юный концертмейстер», «Семь Я», VIII зонального конкурса «Уральские звездочки», конкурса ансамблевого исполнительства им В.Галицкого и др.

Публикации

  1. Белова Е.Е. Статья. «Новый» облик вокального цикла «Детская» М. Мусоргского», 0,5 п.л., 2017
  2. Белова Е.Е. Статья. «Интерпретационное поле вокального цикла М. Мусоргского «Песни и пляски смерти», 0,5 п.л., 2018
  3. Глазунова Г.Ф. Статья. Камерно-вокальное творчество А. Аренского. Вопросы стиля и интерпретации, 0,3 п.л., 2010
  4. Глазунова Г.Ф. Методические рекомендации. Вопросы исполнительской интерпретации речитативов в вокальной музыке: задачи концертмейстера, 0,5 п.л., 2009
  5. Глазунова Г.Ф. Статья. Поэзия Серебряного века в камерно-вокальном творчестве композиторов-современников, 0,3 п.л. 2010
  6. Горошко Н.Н. Работа пианиста-кон­цертмейстера над вокальным произведением: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента в классе концертмейстерской подготовки.. 1,4 п.л. 2010
  7. Горошко Н.Н., Попова М.А. Статья. Композитор Анна Серова. Творческий портрет, 2010
  8. Горошко Н.Н.: Изд-во МаГК Алгоритм работы преподавателя концертмейстерского класса в музыкальных учебных заведениях, 0,94 п.л., 2014
  9. Горошко Н.Н. Учебно-методическое пособие "Формирование мастерства пианиста-концертмейстера", 2010, 7 п.л.
  10. Горошко Н.Н. А.Г. Рубинштейн — исполнитель, педагог, общественный деятель, 07 п.л., 2012
  11. Горошко Н.Н., Копылова Т.В. Учебно-методическое пособие. Особенности художественно-образного содержания камерно-вокальной музыки Х. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Аудио диск с исполнением произведений, 6,5 п.л., 2015
  12. Горошко Н.Н. Статья. «Интерпретация как фактор формирования исполнительского искусства концертмейстера», 0,4 п.л., 2015.
  13. Горошко Н.Н. Статья «Жанр монооперы в концертмейстерском классе ВУЗа», 2015
  14. В. Б. Булаенко, Н. Н. Горошко. Статья «Некоторые теоретические аспекты академической постановки голоса детей младшего школьного возраста», 0,9 п.л., 2015
  15. Борисова О.А., Горошко Н.Н. Учебно-методическое пособие «И. Брамс. Вокальный цикл «Прекрасная Магелона.К проблеме исполнения», 3 п.л. 2015.
  16. Гвенцадзе О.М. Статья «Педагог – режиссёр камерного ансамбля», 2016
  17. Гвенцадзе О.М. Методическое пособие «На пути к Тристану» (5 стихов М.Везендонг), 0,3 п.л. 2015.
  18. Гвенцадзе О.М. Методические рекомендации «Особенности работы над оперными клавирами на примере оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник», 0,7 п.л. 2015
  19. Гвенцадзе О.М. «В.Н. Чачава – педагог, музыкант, художник», 2014
  20. Гвенцадзе О.М. Учебно-методическое пособие «Работа над клавирами в концертмейстерском классе. На примере оперного клавира Дж.Россини "Севильский цирюльник"». 1 п.л. 2016
  21. Мельникова А.В. Статья. «Ансамблевые задачи концертмейстера в классе оркестровых струнных инструментов», 0,3 п.л., 2017.
  22. Мельникова А.В. Статья. «Э. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром».0,3 п.л., 2018
  23. Платонова В.П. Хрестоматия по развитию техники игры с листа на основе камерно-вокальной музыки , в 3-х томах, 2012
  24. Платонова В.П. Методические рекомендации. «Работа над камерно-вокальными произведениями Ф. Шуберта», 1 п.л., 2015
  25. Платонова В.П. Статья. «Художественно-образное содержание вокального цикла Г. Свиридова "Отчалившая Русь», 0,8 п.л. 2015.
  26. Платонова В.П. Лекция по дисциплине «История становления искусства аккомпанемента в западной Европе». Ассистентура-стажировка. «Франц Шуберт. Камерно-вокальная лирика. Ансамблевые исполнительские задачи». 0,7 п.л. 2016.
  27. Платонова П.П. Статья. «Роль личности Сафонова В. И. в русской музыкальной культуре», 0,5 п.л., 2015
  28. Семиног Т.С. Учебное пособие. «Концерты для трубы в концертном репертуаре», 0,5 п.л., 2012
  29. Семиног Т.С. Лекция по камерному ансамблю «Ансамблевая техника как универсальное важнейшее условие становления профессионализма музыканта исполнителя», 1 п.л. 2016.
  30. Семиног Т.С. Статья. «Некоторые задачи класса камерного ансамбля», 0,9 п.л. 2015.
  31. Хотенова Н.Н. Лекция. «Сущность и основные направления работы преподавателя концертмейстерского класса», 0,5 п.л., 2013
  32. Хотенова Н.Н. Методические рекомендации. Алгоритм работы над оперной арией., 04,п.л., 2013
  33. Хотенова Н.Н. Учебно-методическое пособие. «Работа над оперной арией в классе концертмейстерского мастерства», 3,5 п.л., 2010
  34. Хотенова Н.Н. «Алгоритм работы над ансамблевым произведением». Лекция 2., предмет «Методика преподавания концертмейстерского класса», 0,7 п.л. 2015.
  35. Хотенова Н.Н. Методические рекомендации. «Работа над камерно-вокальными сочинением на примере романса Василенко "Ты лети, мой сон, лети …"», 1 п.л., 2015

Сборники

  1. Художественная культура твоего города, региона, страны: творчество, исполнительство, образование. 22–23 марта 2010: Сб. статей и материалов ХV науч.-практ. студенческой конф. Сост. Н.Н. Горошко Ред. колл.: Н.Н. Горошко, Т.Г. Карякина, 17,5 п.л.
  2. Отечественное искусство в мировом художественном пространстве» 17 февраля 2012. Сб.статей ХVI науч.-практ. студенческой конф. Сост. Н.Н. Горошко, Ред.колл.:И.Л.Пивоварова, К. Королева, А.Субботина, Е. Тайлакова. 264 стр